«Волшебный мир театра»
Каждый год в детский сад приходят разные дети сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна, с нашей точки зрения, беда- они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, интересы их однообразны: кукла Барби, модели машинок, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе? Размышляя над этим вопросами, мы пришли к выводу, помочь может театр.
Театр имеет огромное значение в воспитании ребенка. Детский театр- уникальное место, где создана особая атмосфера сказки. Попав туда, малыш искренне верит в происходящее на сцене, полностью растворяясь в театральном действии, воспринимая игру артистов как самую настоящую реальность. Ребенок подражает мимике, голосовым интонациям, движениям актеров. Поэтому при просмотре спектакля более активно развивается речь ребенка. Вследствие положительного эмоционального настроя, появляющегося во время спектакля, ребенок легко усваивает новые модели поведения, достойные подражания, а действия отрицательных героев воспринимает адекватно ситуации.
На что направлена театрализованная деятельность?
На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;
На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;
На развитие фантазии;
На формирование волевых качеств;
На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)
Я работаю в средней группе, у нас имеются следующие виды театров:
Пальчиковый театр.
Он способствует развитию речи, внимания, памяти;
формирует пространственные представления;
развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений.
Такие сказки, как «Репка», «Колобок»
Настольный театр, помогает учить детей координировать движения рук и глаз, побуждает выражать свои эмоции посредством речи.
Есть сказки: «Колобок», «Зимовье зверей», «Теремок»
Театр масок- это самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.
Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
Способствует самопознанию и самовыражению личности;
Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества.
В группе имеются сказки: «Три поросенка», «Коза и семеро козлят», «Репка», «Колобок», «Три медведя»
Театр живой руки.
Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
Помогает справиться с переживаниями, страхами;
Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Сказки: «Теремок», «Колобок»
Теневой театр, развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию, формирует творческие способности, артистизм, обогащает пассивный и активный словарь.В группе есть сказки «Заюшкина избушка», «Теремок»
Все виды театров используются в процессе работы как совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Успешную работу с детьми по развитию творческой личности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Предлагала домашние задания, которые требовали совместного творчества детей и родителей разыгрывать дома игру, придумать загадку без слов, рассказать потешку с помощью жестов и мимики.
В процессе работы дети знакомятся с понятиями «мимика», «жест», и путем разыгрывания несложных этюдов, дети овладевают простейшими навыками работы с данными актерскими принципами.
Так, постепенно мы подошли к исполнению небольших сценок, инсценировок, потешек.
Театрализованная деятельность помогает развивать интересы и способности ребенка. Чередование функции исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствует речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознавать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли помогают ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Я считаю, что театрализованная деятельность должна сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. И закончить свое выступление хотела великолепными словами :
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша,
Проникнется и мудростью, и добротой,
И чувством сказочным пойдет он жизненной тропой.