Воспитательно-образовательная работа в ДОУ базируется на основной ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МАДОУ ДЕТСКИЙ САД №323, которая обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физического, социально-личностного, познавательного, речевого, художественно-эстетического. Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с программами:
Комплексная примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования
«От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой (соответствует ФГОС), 2014 г.
Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Наталия Николаевна Авдеева, Ольга Львовна Князева,
Рина Борисовна Стеркина
«Безопасность»
Цель: сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями, способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
Разделы:
- Ребенок и другие люди
2. Ребенок и природа
3. Ребенок дома
4. Здоровье ребенка
5. Эмоциональное благополучие ребенка
6. Ребенок на улице
В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных её принципов: полнота (реализации всех её разделов), системность, учет условий городской местности, сезонность, возрастная адресность.
Программа рекомендована Министерством образования РФ
Лидия Ефремовна Журова
«Подготовка к обучению грамоте в детском саду»
Цель: выработка у детей умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка, развитие интереса и способностей к чтению.
Задачи:
- Формирование запаса знаний, умений
и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе.
- Овладение мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)
2. Овладение навыками речевого общения и др.
Этапы обучения:
1 этап программы рассчитан на обучение детей 4-5 летнего возраста, главной задачей является введение детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка.
2 этап решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребенка к письму с детьми 6-7 лет.
Особое внимание уделяется практическому овладению каждым ребенком языковой действительностью, что способствует лучшему усвоению фонетики и морфологии в школе. Работа с моделями слов позволяет воспроизводить слоговую структуру слова, предложения.
Эффективность технологии: у детей формируются основные компоненты учебной деятельности: учебно – познавательные мотивы, операции контроля и самоконтроля, оценка и самооценка.
«Земля отцов» Гасанова Р.Х.
(«Я – Башкортостанец» Агишева Р.Л., «Оскон» Нафикова,З.Ф., Азнабаева Ф.Г.)
Цель: дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать формированию художественных и творческих способностей.
Задачи:
— формирование базиса личностной культуы у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры башкирского народа.
— развитие у детей интереса к национальной культуре башкирского народа.
— формирование художественных и творческих способностей на основе ознакомления дошкольников с национальной культурой.
Реализация задач возможна при соблюдении условий:
- Опора на традиции, обычаи башкирского народа, присущие ему нравственные ценности, особенности материальной и духовной культуры.
- Использование национальной культуры как средства формирования самосознания личности.
- Усвоение национальной культуры при тесном взаимодействии воспитателей и родителей.
Условия реализации: кабинет башкирского языка,
башкирский музей, детские игровые уголки с
национальными культурными элементами.
Программа «Юный эколог»
Светлана Николаевна Николаева
Цель: воспитывать экологическую культуру дошкольников.
Программа состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников», и «Повышение квалификации работников ДОУ».
«Экологическое воспитание дошкольников» состоит из 7 разделов.
1 раздел – элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.
2,3 разделы – раскрытие взаимосвязи растений и животных со средой обитания.
4 раздел – прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных.
5 раздел – раскрывает взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать.
6 раздел – показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
7 раздел – даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Условия реализации: наличие зимнего сада, огорода, цветников, альпийских горок, аквариума с рыбками, грота с черепахами и т.д.
Программа имеет развернутое методическое обеспечение.
Валентина Павловна Новикова
«Математика в детском саду»
Цель: формирование у детей элементарных математических представлений, ориентированное на развитие мышления, творческих способностей детей, развития интереса к математике.
Задачи: Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
увеличение объема внимания и памяти; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей; развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения и т.д.
Условия выполнения: для реализации данной технологии в ДОУ приобретены необходимые методические пособия, рабочие тетради для индивидуальной работы по количеству детей, наглядные пособия.
Эффективность технологии: опыт педагогов практиков показывает, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Именно такие качества у дошкольников, помогает развить данная технология. Отличительной особенностью которой является — деятельностный подход и игровая форма.
Ирина Александровна Лыкова «Цветные ладошки»
/Программа художественного воспитания,
обучения и развития детей 2-7 лет/
Цель: Формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
- Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов.
- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
- Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
- Обогащение индивидуального художественно- эстетического опыта: «осмысленное чтение» — распредмечивание и опредмечивание – художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии;
- Интеграция художественного образа
Условия выполнения: для реализации данной технологии в ДОУ имеется
изостудия, необходимый материал.
Ожидаемые результаты: Воспринимает художественные образы (в произведениях искусства) и предметов (явлений окружающего мира как эстетических объектов;
Осмысленно «читает» — распредмечивает и опредмечивает – художественно-эстетические объекты с помощью воображения и эмпатии (носителем эстетического выступает выразительный образ как универсальная категория); интерпретирует формы и содержание.
Творчески использует средства художественно-образной выразительности. Самостоятельно созидает художественные образы в изобразительной деятельности.
Проявляет эстетическое отношение во всех видах детской художественной деятельности и повседневной жизни.
Экспериментирует с художественными инструментами, материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.